Н Л П - что это?



Здравствуйте!
Вы конечно заметили, что большинство материалов этого сайта излагаются с большой долей юмора как скрытого, так и явного. Жизнь, как говорится, бьет ключом, бьет постоянно по нашим уязвимым местам, ключ на …
Впрочем это бородатая поговорка здесь не совсем к месту, вернее к месту ее вторая, черная-юморная, так сказать, сторона.
А разговаривать, вернее, вещать мы сегодня будем на очень серьезную тему, и тема эта НЛП - нейролингвистическое программирование, или в простонародье – зомбирование!
Слышали такое слово? Наверняка слышали, и смею утверждать, подавляющее большинство населения планеты, испытывает это на себе постоянно.
Не верите? Ну что же прочтите все, что находится на этой странице и убедитесь в правоте вышесказанного, кстати, это касается и ВАС, лично!

Цель этого раздела, раскрыть методы обмана, применяемого повсеместно, обмана нас с вами горячо любимых. Обмана безо всякого гипноза, без галлюциногенов и наркотиков, в большинстве случаев мы запросто отдаем свои деньги ценные вещи, мобильники, кредитки с пинами и т.д. Причем в этот трагический момент мы не чувствуем никакой опасности и чуждого нам вторжения. Больше того, мы скорее всего как бы делаем одолжение, снисходительно улыбаясь, даже готовы обидеться, если наши ценности, как бы не захотят брать! Повторюсь, все это делается в большинстве случаев без гипноза, в общем, прочтите и сами все поймете.

Материал изложен в шутливой. панибратской манере, так излагаются практически все материалы таких журналов (хакер, x-web и т.д.), но это не должно некоим образом вас смущать… Главное – ценнейшая информация для защиты от несанкционированного доступа к нашему с вами сознанию. Предупрежден – значит защищен!

Буду очень рад, если хотя бы один человек, благодаря изложенным в этом разделе материалам, сможет дать отпор претендующим на его душевное равновесие! Наш монолог начнет статья, напечатанная в журнале хакер.

Автор - МэдДокСпецвыпуск Xakep, номер #008

Здорово, перец! Знаешь, о чем у нас сегодня пойдет речь? Нет, все-таки не о пиве. И не о том, как проапгрейдить твою тачку за 1500 буказоидов или написать скрипт для аськи. Там большого ума не надо. А мы поговорим сегодня о психологии.
И не удивляйся так сильно, ибо говорить мы будем не обо всей психологии, а конкретно об одном ее направлении - НЛП. Расшифровывается эта фича как нейролингвистическое программирование. Какое это имеет отношение к журналу СпецХ?
Да вникай же ты: программирование! Сечешь? Да, сегодня мы поговорим именно о том, как программировать мозги твоей девушке, твоим родителям и корешам (ибо программировать их компы на автоматическое получение халявного доступа в Инет ты уже, надеюсь, научился ;-)). Заодно ты узнаешь о том, как компостируют мозги тебе наши славные политиканы и прочие засранцы. А по мере того как ты будешь внимательно, раз за разом, перечитывать материалы этого номера, ты научишься и проделывать кое-какие штучки самостоятельно. И пусть все окрестные пацаны завидуют твоим успехам на ниве скоростного съема девушек на улице и твоим способностям разводить на пиво и Инет совсем незнакомых людей. Так что глотни пивка, выключи свой усталый комп, устройся поудобнее в кресле и... слухай сюды.

Вродетогоистория

А началось все в начале 70-х в штате Калифорния, где один чувак по имени Джон Гриндер встретил другого по имени Ричард Бэндлер. (Поставь пиво, выпиши эти имена на бумажку и повторяй до тех пор, пока не спросишь себя: "А чего это я как попугай твержу одно и то же?". Порви бумажку, глотни еще пива и читай дальше.) Так вот, встретились они и задались вопросом: "А что такого делают успешные, выдающиеся люди, что отличает их от других работающих в этой же области? А КАК они делают все то, что делает их такими гениальными? Почему два специалиста, закончившие один и тот же институт и изучившие одни и те же теории, получают... хмм... настолько разные результаты - один известен на весь мир, а имени другого и непосредственный начальник не упомнит?" Ну, типа, спросили ребята: "Ну чё за дела, в натуре? Так дело НЕ пойдет!". И сели они думу думать.

А в это время в соседнем университете физиологи ставили очередной эксперимент - проверяли теорию Павлова (помнишь такого, у него еще собачек было много) по поводу условных рефлексов. Издевались ребята в тот раз над голубями. Запустят они в клетку голубя - а клетка-то не простая! Клетка с рычажком специальным - и когда голубь задевал за него хоть как-то, сверху еда сыпалась. Вот посадят они голубя в клетку, сами сядут рядышком пиво пить, а голубю - ни капельки и еды ни крошки. Посмотрит на это дело голубь - и ну давай по клетке тусоваться, мож, думает, где хавчик какой найду?

Походит так задумчиво - да за рычажок невзначай и заденет. И еда каааак посыплется на него, прямо как манна небесная. И смекали тут голуби - рычажок-то не простой! Рычажок-то... это... необходимый! (Ну как ресет под виндами). И давай сразу, как проголодаются, - в рычажок тыкать. Но вот один голубь - ну, как тебе сказать - странный он был какой-то... Сидел сначала грустно и задумчиво, на экспериментаторов с пивом глядучи, а потом отвернулся, сказал им что-то на своем голубином наречии - и давай танцевать. И так танцевал, танцевал и дотанцевался...

Задел-таки рычажок. И свалилась и на него пища. А как ты думаешь, что подумал голубь? Видимо, решил он, что в этом стремном месте кормят не за так, а за танцы! И теперь каждый раз, когда хотел покушать, танцевать начинал. И... дальше ты сам догадался (если нет - включай комп, сходи еще за пивом и заодно по дороге подари журнал кому-нибудь). На самом деле, ты понял: отучить его танцевать так и не смогли.

Рассказали эту историю тем двоим чувакам (ты их имена не забыл еще?), глотнули они еще пивка и вот какой вывод сделали: совершенно неважно, ЧТО думает человек о том, что отличает его от остальных специалистов и делает его уникальным. Важно лишь то, КАК он это делает. Да, совершенно неважно, что думает голубь о том, за что он получает еду, - важно лишь то, за какие рычажки он задевает! Сделав этот вывод, они выпили еще по бутылочке и пошли изучать поведение.

Врубись - они были в этом первыми психологами! До этого психологи изучали успех или неудачи человека так: брался этот человек за шкирку, и его начинали долго и нудно расспрашивать о том, что он думает по поводу своих успехов или провалов. И, конечно, большинство с удовольствием рассказывало об этом. Только все их рассказы - например, о том, что они думают по поводу успешного общения - не помогали застенчивым и стеснительным людям научиться общаться лучше и получать от этого удовольствие...

Наши бараны

Но вернемся к нашим баранам... эээ... я хотел сказать - отцам-основателям. Как ты помнишь, они начали изучать поведение... Моделирование. Да, именно так они и назвали процесс изучения поведения "по-новому" - моделированием. На самом деле это ключевой процесс в НЛП - изучение поведения и затем построение "модели" этого поведения, причем так, чтобы любой желающий мог взять эту модель, начать "вести" себя в соответствии с ней и (!!!) получить ТЕ ЖЕ результаты!

Вскоре выяснилось, что для получения хорошей модели во многих случаях поведения недостаточно - нужно изучить еще внутренние процессы человека (т.е. не только то, как он действует, но и то, КАК он об этом думает, как представляет себе процесс достижения результата), но об этом мы поговорим чуточку позже... после еще одной бутылочки пива... А сейчас о том, чего же такого они наоткрывали в своих исследованиях. Одной из первых моделей стала модель эффективного общения - "подстройки" или "раппорта". Служит она для создания у человека состояния "бессознательного доверия". Спрашиваешь, как это? Очень просто. У тебя наверняка есть знакомые, с которыми вы вместе делали какие-нибудь дела (ну, сервак МелкоМягких валили или номерами СС обменивались), ты работал с ними честно, и они отвечали тебе тем же.

На основании своего опыта общения с ними ты предполагаешь, что если вы еще какое дело замутите, то они опять не подведут. То есть ты доверяешь им - сознательно! (И это правильно...) А теперь вспомни, было ли у тебя такое - ты человека первый раз в жизни видишь, ничего о нем не знаешь - но ты ему УЖЕ веришь? (И готов дать ему денег, номеров СС опять же отсыпать - а тут и до ключей от квартиры, где деньги лежат, недалеко. Ну понравился тебе человек). Бывало? Думаю, что да. Суть в том, что этому человеку ты доверяешь "бессознательно". Просто так.

Думаешь, тут дело в ауре, карме (в прошлой жизни в одном болоте квакали), в информационных взаимодействиях? Все намного проще! Просто этот человек "подстроился" к тебе - либо специально учился, либо... ну... жизнь научила. Если все окрестные девчонки и так вешаются тебе на шею, а прохожие, только завидев тебя, наперебой предлагают тебе пиво - тебе не надо читать дальше, ты уже все умеешь. Если же нет (еще нет!) - то эта статья для тебя. Потому что дальше мы будем этому учиться

Модель "подстройки" или "раппорта"

Итак, посмотри вокруг. Найди взглядом двух хорошо знакомых друг с другом подружек. (Если не видишь - проверь, выключил ли ты комп). В то время как эти подружки щебечут друг с другом, посмотри на них повнимательнее. Обрати внимание на их позы. (Да, я сказал позы - как они сидят по отношению одна к другой, а не то, что ты подумал.) Скорее всего, они сидят в одинаковой (или примерно одинаковой) позе! И когда одна из них меняет позу (ладно, я скажу - "положение своего тела") - вторая делает то же самое!

Прикольно, правда? Но ведь это не все! Если ты посмотришь повнимательнее, ты заметишь, что они и ДЫШАТ одинаково! Да, скорее всего они дышат в одном ритме, с одной частотой и одинаковой глубиной. А еще, может быть, ты замечал, что после длительной совместной жизни люди становятся просто похожими друг на друга. В этом и состоит суть подстройки: ты начинаешь вести себя так же, как человек, к которому ты подстраиваешься - т.е. ты предлагаешь человеку его отражение.

Может быть, дело в том, что когда нормальный человек подходит к зеркалу и видит, что его отражение подняло руку, у него остается два варианта дальнейших рассуждений: во-первых, он может предположить, что это он поднял руку, или, в качестве альтернативы, признать, что он сошел с ума. Обычно выбирают первый вариант...

Итак, для того чтобы вызвать у собеседника состояние "бессознательного доверия" к тебе, ты можешь сделать следующее:
  • 1) Принять его позу настолько точно, насколько это возможно. Повторяй также его жесты и прочие телодвижения - постарайся только, чтобы это не выглядело карикатурой или шаржем на него. Например, если человек громко зевает и прикрывает полной пятерней рот, тебе достаточно просто поднести руку тыльной стороной ладони ко рту. Если он сидит, закинув ногу на ногу, ты можешь скрестить ноги на уровне щиколоток.
  • 2) Подстроить свое дыхание к дыханию другого человека. Обрати внимание на частоту и глубину его дыхания и постарайся дышать в том же ритме и с той же глубиной. В первое время у тебя наверняка будут затруднения с тем, чтобы определить ритм дыхания твоего собеседника (собеседницы?), особенно если он молчит. (Если человек говорит, то он выдыхает; попробуй сам поговорить на своем вдохе и поймешь - почему.) Запомни основное правило: если человек не дышит - он умер! Другое дело, что не всегда просто сразу заметить фазы дыхания. Попробуй ориентироваться на такие признаки, как легкое поднимание и опускание плеч, движения грудной клетки, движения ноздрей и рта.

    Экспериментируй, пробуй и со временем ты научишься определять эти вещи со 100% точностью. Обрати внимание также на то, что медики называют типом дыхания, - больше животом или больше грудью дышит человек. Большинство мужчин дышит животом, большинство женщин - грудью (да, я снова сказал грудью!). По мере того как ты будешь проделывать все эти вещи, смотри на реакцию твоего собеседника (надеюсь, все-таки собеседницы). Если в какой-то момент диалога ты заметишь явно негативную реакцию - человек начнет отодвигаться от тебя, хмуриться или говорить с явным раздражением - попробуй изменить что-нибудь в своем поведении. Например, перестань подстраиваться по типу дыхания и усиль подстройку по частоте.

    Играй с этими параметрами в процессе общения (хм, прям настройки setup'а просто!) до тех пор, пока не заметишь, что вызываешь уже доброжелательное к себе отношение - девчонки начинают томно улыбаться, кокетливо моргать, дыхание становиться все чаще и глубже... глубже... а молодые люди начинают глупо улыбаться, по-идиотски хлопать глазами и суют тебе в руки пиво и ключи от квартиры - в этот момент поздравь себя с тем, что ты прошел первый этап своего обучения в качестве талантливого энэлпера (нет, это не ругательство, просто так называются люди, практикующие НЛП).

    После того как ты закончишь бить себя в грудь (себя, я сказал!) и сможешь вернуться к чтению, я ничтожнейше позволю себе обратить твое внимание на то, что в процессе чтения предыдущего абзаца ты все время натыкался на обороты типа "в процессе диалога", "во время общения" и так далее. Ты думаешь, что это значит, что ты будешь нести все те же глупости и бред, что и обычно? Конечно же, нет! Просто об этом нужно поговорить отдельно, и сейчас вот оно - самое время.

    За базар ответишь?

    Пока ты открываешь пиво, я потихонечку начну рассказывать тебе о том, что... хоть смысл слов и составляет всего семь процентов в воспринимаемом человеком сообщении, все-таки эти проценты достаточно важны. И если первую задачу - чтобы твой собеседник воспринимал твои слова доброжелательно - уже можно считать решенной, то следующий вопрос - что же такого сказать ему, чтобы он окончательно растаял и, наконец, развелся на пиво или еще чего...

    Слухай сюды. Интересно, а если я скажу - посмотри сюда? Или так - врубись!.. Остановись на минутку и спроси себя - а как тебе больше нравится? Ты предпочтешь посмотреть, послушать или пощупать? Смотря чего пощупать, говоришь? Ну, об этом мы потом... А пока о том, что разные люди предпочитают воспринимать и перерабатывать информацию в одной из трех основных модальностей. Нет, модальность - это не конструктор модов; таким мудреным словом в психологии называются каналы восприятия информации. По-простому - тот орган чувств, через который человеку проще воспринимать входящую информацию.

    Т.е. для кого-то легче воспринимать информацию зрительно, для кого-то на слух (аудиально), а для третьего необходимо пощупать, потрогать предмет. Конечно, тут много зависит от предмета (мда, кое-что мы все предпочитаем пощупать, чем поговорить об этом). Но давай возьмем более нейтральную ситуацию и разберем ее более детально.

    Проделай следующую штуку. Закрой глаза и вспомни, как ты в последний раз загорал на пляже. Потрать на это минуту или две. Сделал? А теперь подумай - на что ты больше обращал внимания в своих воспоминаниях? На то, какого цвета был песочек на этом пляже, каким ярко-голубым было небо и насколько чистым и прекрасным был горизонт? А может, сначала ты вспомнил, как много галдящих людей было рядом с тобой, как они шумели, переругивались, звенели бутылками и шлепали картами?

    Или в первую очередь ты вспомнил о том, как ласковый ветер обдувал твое тело, каким приятным на ощупь был песок и как здорово было просто лечь и почувствовать расслабленность во всем теле? На самом деле можно спросить проще: какое воспоминание - зрительное, аудиальное (слух) или кинестетическое (ощущения) появилось у тебя первым? Какая часть целостного воспоминания об отдыхе оказалась более значимой? Бывает, спрашиваешь знакомого, вернувшегося из кинотеатра:

    "Ну, как сходил?". Он отвечает: "Ужасно". - "Что, фильм совсем не понравился?" - "Да нет, кресла очень неудобные".

    Или такой пример: "Как, понравилось тебе с парашютом прыгать?" - "Да нет, не очень. Как выскочил из самолета - так вид прямо на факел Капотни. Просто все впечатление испортил!"

    Абзац абзацам

    А теперь, товарищ, давай подведем краткий итог (во сказал!) двум предыдущим абзацам. Всех людей в мире можно условно разделить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Первые в основном обращают внимание на то, что они видят, вторым важно, что они слышат, третьи живут ощущениями. Фишка в том, что они и мыслить предпочитают в тех же, любимых и привычных, категориях. То есть реально некоторым людям проще представлять себе предмет разговора зрительно, некоторые просто хотят "услышать об этом побольше", у третьих же сразу возникают ощущения, связанные с этим. Нет, не с ЭТИМ... хотя с этим тоже.

    Девчонки тоже бывают разные, и самый лучший секс получается с теми, кто в это время буквально "живет" ощущениями, - а то некоторые из них закатывают глаза и начинают зрительно представлять, как они выглядят со стороны. Мерзкое занятие, доложу тебе: чувствуешь себя так, как будто трахаешь бревно и знаешь, что тебя в бинокль рассматривают. Наверняка и ты с такими встречался. Бр-рр...

    Протоколы

    На самом деле это серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Фишка в том, что сигналы от разных органов чувств идут по разным нервным путям и при этом обрабатываются различными участками коры. Наверное, и протоколы у них тоже разные ;)). А теперь скажи мне такую вещь: что делает удаленный сервак, когда ты идешь к нему браузером по порту 80? Правильно, обычно он отвечает тебе по тому же порту. (Или не отвечает, но это уже другая история...) Теперь осталось чуть-чуть... Что надо делать, когда твой собеседник демонстрирует, какая модальность у него предпочитаемая? Ну?

    НУ ЖЕ??!! Правильно! Приз в студию! Ему надо отвечать в той же модальности! Т.е. если человек говорит, что "ваше предложение ВЫГЛЯДИТ заманчиво, давайте РАССМОТРИМ его более детально", то ты можешь ответить так: "Конечно, давайте просто ПОЯРЧЕ ПРЕДСТАВИМ себе возможные результаты нашего сотрудничества и попробуем ПОСМОТРЕТЬ на БЛЕСТЯЩИЕ перспективы". Совсем по-другому стоит реагировать на фразы типа: "Я ЧУВСТВУЮ, что ваше предложение НЕСЕТ большие возможности, нам надо ПРОЩУПАТЬ возможные результаты" - на такую фразу можно ответить так: "Конечно, давайте тщательно ВЗВЕСИМ все возможные варианты и попробуем НАЩУПАТЬ наиболее ВЕСОМЫЕ аргументы".

    Ты, наверное (если не УШЕЛ совсем в кинестетику), все-таки УВИДЕЛ, что некоторые слова в последних предложениях написаны большими буквами. Слова это не простые. Слова эти называют предикатами, т.е. "указывающими". А указывают они, как ты уже понял, на ту модальность, в которой человек "работает" в момент произнесения этих слов.
    Сервак?

    Аналогия с сервером не случайна - представь, что твой собеседник - это сервер. И этот сервер может работать в трех режимах - ну, телнет, хттп, фтп, причем в каждый момент времени - только в одном из них. И если этот сервер начинает отгружать тебе по фтп, а ты ему в ответ телнет - он, конечно, может переключиться и понять тебя, но ему будет намного комфортнее, если ты ему тоже по фтп ответишь.

    Да, твоя задача в общении - чтобы твой партнер по общению чувствовал себя комфортно и легко понимал, что и о чем ты говоришь (если, конечно, ты хочешь с этого чела что-то поиметь, вызвать то самое "бессознательное доверие", а не загрузить его так, чтобы он заглючил и повис - хотя и к такому результату иногда можно стремиться. Об этом - в других материалах номера ;). Аудиалы, кинестетики, визуалы и дигиталы

    Итак, теперь ты в общих чертах знаешь, что такое модальности и с чем их едят. Ты понял, что у каждого человека есть своя предпочитаемая модальность, в которой ему наиболее удобно воспринимать информацию. И ты даже самостоятельно догадался, что, раз ему удобнее воспринимать в этой модальности, то для эффективной подстройки и создания того самого "бессознательного доверия" в этой модальности и надо говорить. Определить "используемую" модальность можно несколькими способами.

    Во-первых, по словам-предикатам. Имей в виду, что не все слова являются предикатами - только глаголы, прилагательные и наречия. Хочешь примеров? Держи. Предикаты визуальной модальности: видеть, смотреть, яркий, блестящий, перспективный, глядя. Любимые слова аудиала: послушать, шелестеть, звучать, тихий звук, высокий тон. Кинестетики чаще всего оперируют такими словами: пощупать, потрогать, взвесить, легкий, тяжко. Что еще следует знать?

    Пожалуй, то, что есть люди, которые в своих переживаниях и описаниях несколько оторваны от реального, сенсорного опыта - они на каждое переживание наклеили свои описательные ярлычки и оперируют в разговоре уже ими. Таких людей узнать очень легко. Когда ты слышишь, что "в данное время мы вынуждены констатировать наличие тенденции к постепенному нарастанию уровня снижения индекса общей активности NASQUAD" или "имеются наблюдения о существенном ускорении средней скорости падения темпов роста российской экономики" - знай, ты имеешь дело с дигиталом. (Так называют таких людей) Обрати внимание - во всей фразе ни одного предиката! Ни одного слова, указывающего на сенсорные (чувственные) переживания!

    Обычно это люди, перенесшую какую-нибудь тяжелую психотравму и чувствующие потребность скрывать свои сенсорные переживания за такими вот ярлыками. И последнее (почти) к разговору о модальностях. Есть слова, которые являются предикатами и, тем не менее, не указывают на какую-либо конкретную модальность. Как так? Очень просто! Например, если человек говорит: "Что ж, выглядит заманчиво, давайте рассмотрим перспективы", то с ним тебе уже все, надеюсь, ясно. Но даже визуал может сказать об этом же так: "Да, очень интересно, давайте ПОДУМАЕМ об этом". Что делать в таких ситуациях?

    Варианта два (как минимум). Первый вариант - тоже говорить полимодально, т.е. используя такие же общие, не относящиеся ни к одной определенной модальности слова. Например, так: "Хорошо. Давайте ОЦЕНИМ ситуацию объективно". Рано или поздно он расколется и выдаст-таки свою модальность...

    Второй вариант чуть посложнее, хотя для тебя, я уверен, не будет представлять особых трудностей. Существует способ почти 100% определения используемой в каждый момент времени модальности и называется он: "Ключи глазного доступа". Да, при этом надо видеть лицо собеседника - а именно движения его глазных яблок. Нет, замерять их скорость с помощью циркуля и секундомера не требуется. (Хотя воткнуть челу циркуль в глаз - неплохая идея, если ты не хочешь добиваться всякого там "бессознательного доверия", а нужны тебе только ключи от квартиры.)

    Что тебе на самом деле нужно - так это направление его взгляда. Дело в том, что при "работе" в определенной модальности человек смотрит (чаще всего) в определенном направлении. Естественно, ты должен выбрать тот момент, когда человек не смотрит на что-то прицельно - тебе в лицо или на какую-нибудь барышню поблизости. Замечал, наверное, что люди в процессе общения двигают глазами? Так вот, в этом есть закономерность.

    Обрати внимание, что когда ты видишь слова "вправо" и "влево" - это "право" и "лево" для того человека, с которым ты разговариваешь, т.е. как если бы ты стоял у него за спиной, глядя в одном с ним направлении. Так вот. Человек, "пребывающий" в визуальной модальности, смотрит либо прямо перед собой слегка расфокусированным взглядом, либо смотрит вправо или влево вверх. Причем, если влево - обычно человек что-то вспоминает (зрительные воспоминания о прошлых событиях), если вправо - создает (конструирует) новые для себя зрительные образы (например, представляет, как будет выглядеть комп, если его покрасить в зеленый).

    Если взгляд направлен куда-то по горизонтальной линии - то он находится в аудиальной модальности; если влево - что-то вспоминает (какую нибудь мелодию, например); если вправо - опять же конструирует (попробуй подумать, как будет звучать твоя любимая песня, если ее играть на волынке). Если же человек смотрит вниз, то тут чуть хитрее: взгляд влево вниз обозначает так называемый "внутренний диалог", т.е. разговор с самим собой.

    Приятно ведь поговорить с умным человеком, правда? Нет, это не всегда шизофрения, просто все мы иногда задаем себе какие-нибудь вопросы и сами же на них отвечаем. Взгляд же, направленный вниз-вправо, обозначает кинестетику. В ощущениях нет ни воспоминаний, ни конструкции - она существует только "здесь и сейчас".

    На самом деле в этом одна из причин того, что мужчины (большая часть которых именно кинестетики) не любят планировать какие-то дела, для них планировать какую-нибудь работу - это представлять себе те ощущения, которые будут у него в процессе ее выполнения. А поскольку ощущения - это здесь и теперь, то попланировать часочек, как будет огород перекапывать, - это для него по ощущениям то же самое, что и вскопать его в реальности.

    С этими различиями связано на самом деле много приколов, вот тебе еще один: "Что есть чистота для мужчины и для женщины?". Большинство женщин - визуалки, для них чисто - это когда все блестит, сверкает, нигде не видно ни пылинки... А для мужчин (большинство кинестетиков) чисто - это когда к ногам не прилипает... Обрати еще внимание на то, что приведенная схема - это для типичного правши, и справедлива она примерно на 80-90%. В остальных случаях что-то может меняться, и тогда тебе надо это специально выяснять - проверять, как двигаются глаза у чела в тот момент, когда он использует предикат.

    И еще, пожалуй очень важное: не надо наклеивать на людей (даже мысленно) таблички - "визуал", "кинестетик", "дигитал". Предпочитаемая модальность очень зависит от контекста. В постели все-таки почти все мы кинестетики, а в кино - визуалы. Так что будь внимателен.
    Вот такие пироги

    Ух. Вроде "коротко о главном" я рассказал. Выяснили мы, что есть такая вещь, как бессознательное доверие, для достижения которого ты можешь подстраиваться к человеку по его невербальному поведению (позе, жестам, мимике, высоте и тону голоса), а также по его предпочитаемой сенсорной модальности (предварительно вычислив ее по словам-предикатам или/и ключам глазного доступа). На самом деле много к чему можно подстраиваться - к частоте моргания, к биению сердца (если ты можешь заметить пульс человека по биению яремной артерии - это на шее такая, часто очень видна пульсация, и к тому же практикуешь йогу - можешь управлять собственным сердцем).

    Доверие само по себе - это здорово, ведь договариваться о чем-то с человеком, который тебе доверяет, намного проще, чем с тем, которого ты уже три раза затроянил и которому собираешься впарить еще один "крякер Интернета". Но можно пойти дальше. Суть в том, что после того как ты подстроился и таки вызвал к себе доверие, ты начинаешь "вести" человека.

    Нет, брать его под белы рученьки не надо - просто постепенно ты начинаешь менять свое поведение в нужном тебе направлении, и при этом (поскольку вы настроены друг на друга) поведение человека меняется тоже! Ты ведь не забыл еще идею про то, что при подстройке ты как бы даешь человеку зеркало, в котором демонстрируешь его отражение? Ты можешь постепенно сменить тему беседы на нужную тебе, ты можешь начать управлять его поведением и невербально - например, если ты (опять же постепенно) начнешь демонстрировать все признаки заинтересованности собеседницей - внимательный взгляд, носки ног направлены на нее, тело также повернуто в ее сторону, дыхание чуть более частое (я сказал - чуть!) и так далее - вероятнее всего, она ответит тебе тем же.

    Сначала на уровне поведения, а что потом - зависит от того, насколько тщательно ты читал этот спец и сколько сил потратил перед этим на овладение всеми этими навыками. Да, все описанное выше - это навыки, которые надо практиковать, практиковать и еще раз... правильно, практиковать. Ты почти вплотную подошел к тому моменту, когда уже можно начать пробовать применять эти навыки на практике.

    Даже если ты 237 раз перечитаешь эту статью, она не поможет тебе добиваться от человека доверия - если ты не начнешь активно, целенаправленно тренироваться во всем вышеописанном. И еще: если, прочитав этот номер, ты в следующем же разговоре с приятелем сможешь одновременно и сразу обращать внимание на его позу, жесты, дыхание, тон и тембр голоса, вычислять его модальность и следить за движениями глазных яблок, и при этом еще будешь в состоянии собственно поддерживать связную беседу - что ж, ты энэлпером родился, честь тебе и хвала. Если же нет (что скорее всего) - не отчаивайся и не торопись. (Да, мы пойдем медленно...)

    Аутотренинг

    Попробуй делать так: бери один какой-нибудь навык (например, подстройку к позе) и в течение некоторого времени (час, день, неделю - как пойдет) подстраивайся ТОЛЬКО к позе. Когда заметишь, что получается легко и непринужденно - оставь его и возьми другой - например, подстройку по модальности. Подстраивайся ТОЛЬКО по модальности, и когда начнет получаться - соедини оба навыка, подстраивайся по позе и модальности.

    Постепенно тем же макаром присоединяй все остальное - жесты, высоту голоса, скорость речи и так далее. Не забывай смотреть на реакцию собеседника! Немного практики - и все эти навыки "встроятся" в твою "бессознательную компетенцию", ты же не задумаешься сейчас, какими черточками писать ту или другую букву - ты просто пишешь их и все... Говоришь, что за последние несколько лет не держал в руках ручки, только клаву? Мда, тяжелый случай. Срочно! Откладывай все! И на улицу! Там ЛЮДИ!
    И они разговаривают!

    Ну а пока ты еще не убежал, хочу сказать тебе следующее: НЛП - это намного больше, чем просто вызывание "бессознательного доверия". НЛП - это образ мысли (и жизни, соответственно). Может быть, прочитав материалы этого номера, ты немножечко поймешь, как это - идти по жизни энэлпером. Если у тебя будут какие вопросы - пиши, решим. Ну а кроме этого, в НЛП существует масса уже готовых моделей, похожих на модель эффективного общения, - например, навыки явного и скрытого гипноза, техники наведения и снятия порчи, модели решения конфликтных ситуаций, методики успешного планирования, множество техник для работы над собой и своими состояниями. (Существует даже техника "выбор наркотика" - после которой ты научишься получать все ощущения, вызываемые приемом любого знакомого тебе вещества - того же алкоголя, не употребляя его.

    Да, да, можно даже с утренним похмельем, по твоему желанию.) И одну из таких техник - под названием "круг совершенства" - я и хочу предложить тебе прямо сейчас. Опять же, простое прочтение "про технику" не даст тебе практически ничего - техники в НЛП есть то, что нужно пробовать применять на практике, только тогда ты будешь иметь возможность понять, как они работают, и затем использовать в обыденной (или не совсем обыденной) жизни - легко и непринужденно!

    Круг совершенства

    Итак, техника "круг совершенства". Очень простая техника, которая позволяет тебе найти в себе некоторое внутреннее качество (совершенство, уверенность в себе, умение быстро и связно излагать свои мысли), которого тебе очень не хватает в какой-то ситуации, после чего ты сможешь "перенести" это качество в нужную тебе ситуацию и затем, оказавшись в будущем в этой самой ситуации, ты сможешь с удивлением обнаружить, что можешь использовать это замечательное внутренне качество прямо сейчас так, как будто оно у тебя всегда было! Сложновато с первого раза?

    Ничего, приведем пример. Я знал одного человека, у которого была только одна серьезная проблема. Он был (и есть, я надеюсь) классным парнем, общительным, достаточно уверенным в себе (при этом без особой наглости) и все такое. В чем же была проблема? Была она в том, что каждый раз, выходя читать очередной доклад на нашей кафедре перед доцентами, профессорами и академиками, он начинал бледнеть-краснеть, заикаться, у него начинали дрожать руки, горло перехватывало, голос дрожал. Ну, начинал сильно волноваться парень... Причем степень этого волнения совершенно не зависела от того, насколько хорошо он был готов к докладу, как (и с кем) он спал ночью - выходя из аудитории, он мог прочесть нам этот доклад по памяти. Но вот перед академиками - конфуз... Вот с подобными вещами и призвана работать эта техника.

    Итак, давай по шагам, а вопросы потом.
  • 1) Вспомни некоторую ситуацию, в которой ты в полном объеме использовал собственные ресурсы и при этом ощущал себя человеком совершенным (если тебе нужно именно совершенство, можешь вспоминать уверенность, общительность - то качество, которое тебе нужно).
  • 2) Представь на полу перед собой круг, размер, цвет и форма которого ассоциируются у тебя с этим состоянием. Например, тебе может показаться, что круг должен быть именно красным - а не желтым. Да будет так! Играй цветами, формой и размерами до тех пор, пока не почувствуешь - вот оно.
  • 3) Теперь представь в центре этого круга себя, находящегося в нужном тебе состоянии (совершенства или чего еще), посмотри внимательно на себя, стоящего в круге, и опиши, как именно ты понимаешь, что этот человек "совершенен"? Как он смотрит, как он дышит, какая у него осанка и поза? Какие изменения в его внешнем виде стоит сделать, чтобы он стал еще более "совершенным"?
  • 4) Войди в круг и "ассоциируйся" с этим состоянием, почувствуй себя совершенным. Посмотри на окружающий мир. Стал он восприниматься ярче или тусклее, красочнее или более блекло, стали предметы четче или расплывчатее? В этом состоянии ты способен охватить все, что у тебя перед глазами (все 180 градусов обзора), сразу и одновременно (активное участие бокового зрения), или тебе нужно переводить взгляд? Чем еще характеризуется это состояние изнутри? Как воспринимаются звуки? Какие специфические ощущения характерны именно для этого состояния? Поставь себе оценку - насколько ты совершенен - по 10-бальной шкале.
  • 5) Поиграй с теми особенностями восприятия, которые ты выявил на прошлом шаге. Например, если ты выяснил, что все окружающее кажется более ярким, попробуй мысленно еще усилить или ослабить эту яркость. Каждый раз меняй только по одному параметру, оставляй только те изменения, которые усиливают твое состояние. Смотри только не переборщи... Когда оценка по той же шкале будет близка к 9-10, выбери какое-либо слово, которым в дальнейшем ты хочешь запускать это состояние. Концентрируйся на своих ощущениях совершенства и повторяй это слово.
  • 6) Выйди за пределы круга и вновь посмотри на себя совершенного со стороны. Нравишься ли ты себе?
  • 7) Снова войди в круг, одновременно начав повторять это слово. Вновь начни чувствовать себя совершенным.
  • 8) Повторяй шаги 6-7 несколько раз, каждый раз при входе в круг повторяя это слово. Каждый последующий раз проделывай чуть быстрее, чем предыдущий. В последний раз при входе в круг не используй своего "магического" слова - пусть все произойдет само.
  • 9) Выйди из круга. Возьми какую-нибудь ситуацию из прошлого, в которой тебе пригодилось бы "совершенство" (или другое состояние, с которым ты работал). Представь эту ситуацию вновь происходящей на том самом круге прямо в настоящее время. Обрати внимание на то, что ты в круге - уже не тот, что раньше. Просто посмотри, как развивалась бы ситуация, если бы ты был именно таким, как есть сейчас, - совершенным. К какому результату она бы привела? Если тебе все это кажется... хм... немного необычным, - ты прав. Заметь только, что на нас оказывает влияние не событие в прошлом само по себе, а то, как именно мы вспоминаем об этом событии. А что может мешать нам сильнее, чем воспоминания о прошлых провалах, и что воодушевит нас лучше, чем память о том, что в этой и подобных ситуациях мы уже бывали, как говорится, "на высоте"?
  • 10) Войди в эту ситуацию со всем своим совершенством и "перепроживи" ее по-новому изнутри. Как ты видишь мир, что ты чувствуешь, когда переживаешь эту ситуацию по-новому? Насколько тебе удается оставаться совершенным? Выйди из круга.
  • 11) Теперь представь любую ситуацию в будущем, в которой тебе понадобится это самое "совершенство". Размести ее на том же круге. Пройди шаги 9-10 с этой ситуацией. Понравилось? Выйди из круга.
  • 12) Ну как, доволен? Теперь ты знаешь, что ты можешь быть совершенным в этой (прорепетированной заранее на шаге 11) и других подобных ситуациях. Все, что осталось, это ответить на вопрос: а не нагадит ли тебе это состояние в такой ситуации? Не принесет ли вреда? Знаешь, та же уверенность в себе - хорошая штука, нужная, но вот... если мой начальник хочет задать мне справедливую взбучку, а я вхожу к нему в кабинет... такой самоуверенный, он, типа, ругается а я все такой же, и мне, типа, наплевать на его ругань...

    Да, это здорово. Только начальнику может не понравится, что, вместо того чтобы работать без ошибок, я тут хожу и излучаю уверенность. Так недолго и с работы вылететь... Что ж, уверен, что все как надо? Тогда вперед! Ой, чуть не забыл: круг-то свой с собой возьми. Да, просто скатай его как коврик или тряпочку и - в карман. И не забудь расстелить перед тем как возникнет потребность в... ну, не будем стесняться этого слова... в совершенстве. Если же ты на каком-нибудь шаге обломался и потерял это состояние (ощущение) - не стесняйся, вернись на шаг или два назад и сделай их снова. А если какие вопросы или затруднения - пиши, постараюсь ответить. Ну вот, ты познакомился с одной из самых простых, но, тем не менее, эффективных техник НЛП.

    Говоришь, напоминает игры для тихого часа в дурдоме? Не будем скрывать, что-то общее есть. Мой учитель, представляя нам новую технику, так и говорил зачастую: "А вот еще одна милая дзен-шизофреническая вещичка". Отличие между техниками НЛП и забавами шизофреников только одно: техники НЛП реально работают. Грамотно применяя эти техники (т.е. соблюдая базовые принципы НЛП), ты обязательно получишь результат - причем не случайный, а именно предопределенный. Вот и вся разница...




    Главная    |    Базар    |    Отдых    |    Встречи    |    Читать    |    Скачать    |    Галерея    |    Связь


               ..,.:;:<    © AlliGator 2007    >:;:.,..

  •  Анекдот
     Новости




     Друзья

     Реклама
     Поиск
    Hosted by uCoz