МЕРКЕ - История






Древняя история Мерке


     Мировоззрение кочевников пронизано идеей единства с природой. Гора, пещера и дерево породило их, вода была непременно священна, а если родник выбивается из под камня, скалы и рядом с ним растет дерево или даже куст, то они становятся объектами поклонения. А земля, с богатыми лугами и обильной водой — является сакральной территорией. На такой земле воздвигались святилища в память о первых предках, посвященные величию многогранной деятельности предводителей родов и племен. В память о них и в их честь проводились различные ритуалы, связанные с социально важными событиями жизни кочевого общества: церемонии поклонения земле и небу, божествам-покровителям, духам предков, ритуалы поминовения, обрядовые действия в связи с сезонными празднествами и многое др.



     В традиционном мировоззрении тюрков все объекты природы — живые. На вершине горы устанавливался символический дом хозяину, духу местности и каждый путник считал своим долгом почтить его, оставляя на вершине оба какой-либо предмет, глоток молока, кумыса или хотя бы конский волосок из гривы своего коня.
     Свидетельствами уникальной культуры человека, демонстрирующей единение с природой и именно потому, хронологически растянувшейся на многие тысячелетия и являются памятники, оставленные кочевниками степных просторов Центральной Азии.



     Каждая эпоха развития кочевой культуры своеобразна, ярка и наделена чертами присущими только ей. Необычайного подъема и расцвета достигают племена саков, скифов, сарматов, населявшие степные просторы от Тихого океана на востоке, до берегов Дуная на западе. Достижения в области освоения мирового опыта с одной стороны и вклад кочевых племен в сокровищницу мировой цивилизации с другой, трудно переоценить. В письменных источниках древних греков, персов, в китайских хрониках, сохранились предания о героических подвигах кочевников эпохи раннего железного века. Описания содержат сведения о культуре в целом, с упоминаниями о том, каким божествам поклонялись скифы и саки, о празднествах, посвященных различным социально важным событиям. В такие дни проводили обряды поклонения и поминовения духам природы и предков.
     Тюркский кочевой мир, принявший эстафету культурных достижений предшественников предыдущей эпохи, вносит в многоцветие степной культуры свой колорит и предстает в ином облике. Опыт предшественников не исчезает, он усвоен, переработан, заново осмыслен и в дополненном виде вновь удивил мир в эпоху средневековья.
     В пространственном отношении культуры тюркских этносов по-прежнему занимают центрально-азиатский степной коридор. Но только время, растянувшись шире, становится ближе к современности, а духовные ориентиры, сохраненные в легендарных преданиях, характеризующих мифологическое мышление тюрков, и переданные в письменных памятниках и других видах искусства ложатся в основу этнического самосознания современных народов тюркского мира.


Курган Мерке


     Длительное время кочевники тюрки сооружали святилища по всей степной полосе Центральной Азии, многие, из которых были изучены и нашли отражение в научных публикациях авторов. Большинство святилищ постигла печальная участь, они разрушены. Материалы из исследованных памятников в лучшем случае осели в музеях, в худшем — безвозвратно потеряны. Известный памятник, сооруженный в честь великого предводителя тюрков Культегина постигла та же участь и только благодаря усилиям казахстанских сподвижников О. Сулейменова и И. Тасмагамбетова копия стелы с посмертной эпитафией заняла свое достойное место в стенах Евразийского университета им. Л. Гумилева.
     Однако, сегодня у казахстанцев есть шанс сохранить и достойно представить миру феномен кочевой культуры кочевников средневекового Казахстана, который чудом сохранился на высокогорных жайляу в горах Киргизского Алатау, на территории Меркенского района Жамбылской области.
     Одним из уникальных мемориальных памятников тюрков Жетысу, являются комплексы ритуальных объектов, небольших храмов-святилищ, на протяжении более чем тысячелетие служивших местом проведения различных обрядовых действий. Расположенное на высокогорных альпийских лугах верховий реки Мерке, святилище тюрков сохранилось почти, что в первозданном виде.



     Как установлено/Наито, Токио, 1987, древним названием местности и города Мерке было - Тысяча источников (тюрк. Бин-юл, Мыц булак: кит. Цянь-цюань). Оно входило в состав Западно-тюркского каганата. С 618 г. здесь находилась ставка - орда Тон Ябгу-кагана, в обязанности которого входило управление согдийскими городами-государствами Семиречья и среднеазиатскими государствами. В 629 г. здесь побывал буддийский монах Сюань-цзян. Он писал: "Местность Цянь-цюань занимает площадь около 200 ли: с южной стороны снежные горы, а с трех других, ровная степь. Земля здесь влажная, леса густые, а разнообразные цветы в весенние месяцы подобны узорному шелку. Здесь тысячи ключей и озер, потому местность носит такое название. Тюркский каган ежегодно укрывается здесь от летней жары. Там масса оленей, многие из которых украшены колокольчиками на ремешках. Они привыкли к людям, поэтому не слишком пугаются и не очень-то убегают. Тюркский каган любит их, и запретил своим подданным убивать их; кто убьет, тот будет казнен без пощады. Потому-то оленьи стада сохраняются и живут до конца своих дней" /Зуев, 1960, вып. 3(4). Строгий запрет наносить вред оленю, объясняется тем, что, согласно древним генеалогическим представлениям, олень считался тотемным животным. Считалось, что в своих лучистых рогах он несет Солнце, от которого и происходят тюркские каганы.
     В области вокруг Тысячи источников (Мерке) и Коляна (древнее название: кит. Цзюйлянь; перс. Гюлян, Цветущий) в VII в. проживало племя эзгель (кит. асицы) /Наито Мидори, 1987. Оно входило в состав правого крыла Западно-тюркского каганата, называвшегося он-шадапыт, и считалось "самым сильным" 1903. В середине VII в. здесь находилась ставка-орда кагана Ашбара Ару (кит. Шаболо Хэлу), выступавшего против зависимости от китайской династии Тан.
     После 766 г. Семиречье было занято племенами карлуков. В персидской географии "Худуд ал-Алам ("Границы мира") о Мерке говорится, что это "город, населенный халлухами (карлуками) и посещаемый купцами". В другом месте того же труда сказано: "Шил-джи, Тараз, Такабкат, Фарункат, Мирки и Навикат — селения, где проживают как мусульмане, так и тюрки. [Это место], приятное для купцов, это карлукские ворота. В Фарун-кате, Мирки и Навикате тюрки многочисленны" /Мшогеку.
Сохранившийся до наших дней великолепный комплекс - святилище тюрков Мерке —Мын булак,, расположен на высокогорном жайляу верховий реки Мерке, на территории Жамбылской области, на северо-западных склонах хребта Киргизский Алатау. Результаты предварительного экологического обследования территории локализации памятников святилища позволили подтвердить природную уникальность Меркенского микрорайона. Комплексные исследования по изучению археологических памятников, анализ видового состава флоры и фауны стали основанием для выводов о том, что сакральная земля тюрков Жетысу в действительности по своим экологическим данным, представляет собой редкий уголок природы.


Вид до раскопок


     Уникальность объектов святилища заключена во всем: высокогорные условия на высоте 2700-3600 м. над уровнем моря, первозданное состояние ландшафта, природные данные которого, по состоянию флоры и фауны соответствуют параметрам национального парка; храмы-святилища тюрков, расположенные в этой местности и сохранившиеся примерно в том виде, в котором они были сооружены. За исключением небольших повреждений и утрат, неизбежных по истечении времени.
     Природное очарование этой земли: изобилие водными источниками, преимущественно родникового происхождения, ключей, выбивающихся из под скал и образующих небольшие горные речки, стекающие в реку Мерке. Соседство высокогорного озера с характерным наименованием Аулиеколь, в переводе с казахского означающее — священное озеро, расположенного на высоте более 4000 м над уровнем моря. Описываемое место, до последнего времени, по свидетельству чабанов, служило местом поклонения. Вода из озера считается целебной и, по словам местных жителей которые бывают здесь в период летнего выпаса скота, на берегу озера когда-то находилась "мечеть", которая не сохранилась.
     Родоновые источники с целебной водой, на краю которой стоит священная ива, увешанная тряпочками, буквально все свидетельствует о сакральном характере местности, избранной тюрками Жетысу местом поклонения и проведения церемоний, обрядовых действий и ритуалов, связанных с различными жизненно и социально значимыми событиями родоплеменного коллектива.
     Средневековые, жетысуские тюрки избрали местом поклонения и проведения различных ритуальных церемоний, альпийские луга, высокогорных плато Арал тобе, Бельсаз, Сандык, Сулусай и Сулысай, Шольсай, Карасай, Кашкасу. Основное скопление памятников с каменными изваяниями расположено на плато Сандык. На каждой долине, по гребням саев, сооружены небольшие храмы-святилища, в центре которых или же в пристройках с восточной стороны курганов, устанавливались и стоят поныне, со времен средневековья, каменные изваяния, созданные тюрками и предназначенные для жертвоприношения и поклонения.
     Каждый культовый памятник с изваянием или с изваяниями, занимает в топографии местности такое положение, что он заметен издалека. За курганом, как правило, просматривается вид на возвышающуюся вершину горы.
     Первая информация об изваяниях, расположенных в верховьях реки Мерке относится к концу XIX в. (Аничков, 1896, 1898; Каллаур, 1896). О скоплениях каменных статуй на плато Сандык писал на страницах газеты местный краевед, учитель по профессии, А.П. Печерский, который в 1984 г. стал проводником исследователя Э.А. Новгородовой, посетившей отдельные плато верховий реки Мерке. Отметив высокую концентрацию курганов с изваяниями (более пятидесяти изваяний), расположенных ин сити , описав основную территорию локализации памятников, автор описала курганы с изваяниями, привела схематические рисунки статуй.
     Традиционным для памятников святилища Мерке является сочетание мужского изваяния с женским. Однако среди памятников есть интересное на наш взгляд, сочетание: две женские статуи установлены на курганах Суюндык 1 и 2 и двух мужских на памятнике Кораласасазы 2 и Таяксалды 1 .


Женское изваяние


     В целом в иконографии статуй намечено общее сходство. Деталью объединяющей основное количество монументальной скульптуры является сосуд, который показан в полусогнутых, на уровне живота, руках. Всего изваяний с сосудами 39. Остальные статуи не имеют в руках сосудов, но на памятниках с парными и более изваяниями, стеловидные статуи (т.е. изваяния, на которых изображена только верхняя часть торса) установлены на одном кургане со скульптурами, в руках которых сосуд показан.
     Данные иконографического анализа изваяний позволяют отметить, преимущественное подчеркивание индивидуальных портретных характеристик. В зависимости от портретных черт, подчеркивающих половую принадлежность, изображенного на статуе человека, а также головных уборов и дополнительных аксессуаров, выделены несколько типов статуй. Это изваяния, на которых показаны головные уборы, мужские и женские (анализ иконографии женских статуй описан ниже).


Древнее Мерке


     Мужской головной убор, округлый по форме, по типу напоминающий тюбетейкутакия, показан на двух скульптурах). У шести изваяний, подчеркнуто, выделены усы и на единственной мужской статуе, показана клиновидная по форме бородка.





Главная    |    Базар    |    Отдых    |    Встречи    |    Читать    |    Скачать    |    Галерея    |    Связь




           ..,.:;:<    © AlliGator 2007    >:;:.,..
               """"""""""""""""""""""""""""""""""""

 Анекдот
 Новости

 Друзья





 Реклама
 Поиск
Hosted by uCoz